Понятие красоты относительно…

Здравствуйте, читатели! Сегодня я полезу в психологию… Да! Прям полезу! Я не психолог, не психиатр, психологию не изучал, но разбираться в некоторых психологических аспектах нужно всем. И я так же как и вы хочу это делать. Поэтому, разумеется, я изучил несколько результатов исследований, касающихся восприятия красоты, стереотипного мышления и оценки образов.

Начал я с того, что провел голосование на своей странице в соц. сети.

Голосование

Предметом голосования выбрал две фотографии одной и той же девушки. Как видно на левой фотографии, девушка страдала недостатком мышечной массы, а справа, наоборот, имела, относительно левого фото, впечатляющие объемы. Голосование показало, что привлекательней, для большинства, девушка справа. Аргументировать, я думаю не стоит. Здоровье всегда было в приоритете, а девушка выглядит приятней именно, когда выглядит здоровой, как на правой фотографии. Так рассуждаю я… Что касается, людей, проголосовавших за левую фотографию, то их аргументы, немного расплывчаты. Кого, просто привлекают хрупкие девушки, для кого худощавость — есть весомое достижение и т.д. Предсказуемый результат моего мини-исследования — Человеческое восприятие красоты относительно. Миллионы скажут «На вкус и цвет, фломастеры разные».

Спросите зачем я провел такое голосование? Да банально, чтобы накатать вступление к этой статье… Считайте, это некой притчей.

Минутка хвастовства: Как-то в раздевалке тренажерного зала, маленький мальчик спросил у своего отца, показывая пальцем на меня, «Он что, Геркулес?». Меня это очень удивило, ведь по моим ощущениям, я не являюсь сильным и атлетичным, как мифологический герой. Немного подумав, я вспомнил подобную ситуацию из детства, которая немного схожа. Актер Кевин Сорбо, игравший, главную роль в сериале двухтысячных годов «Удивительные странствия Геракла», был для меня самым огромным мужчиной в мире.

А теперь, взглянув на него, я увидел, среднестатистического крепкого мужчину.

Кевин Сорбо

Что же изменилось? В моем понимании, главную роль сыграло время и влияние информационного пространства (увеличение популярности бодибилдинга, в данном случае)

И тут, возможно, на ум приходит мысль, а что если вся современная красота, зависит не от наших вкусов, а от влияния СМИ?

Подтверждением данного утверждения может служить исследование американских ученых, в которых они протестировали 800 пар близнецов. Близнецам предлагали оценить степень красоты нескольких людей на фотографии. И если с фотографиями обычных людей, незнакомых испытуемым, разногласий, между близнецами почти не наблюдалось, то фотографии звезд и известных личностей вызывали ожесточенные споры.

Возможно предположить, что основной критерий красоты — это здоровье, как я писал раньше. Ведь генетически, заложено, что наилучший партнер тот, который может давать здоровое потомство. Так рассуждают приверженцы эволюционно-биологического подхода.

Так же существует натуралистический подход, который гласит, что красота объекта не зависит от культурных предпочтений. Ярчайший пример — система идеальных пропорций античности, основанная на «золотом сечении» Пифагора.

Геркулес

Вопрос: Чем курсили в древности?

Ну а самый распространенный подход — культурный. Представление о красоте, казавшееся незыблемым античным философам, сменяется эстетическими идеалами Средневековья, которые, в свою очередь, отрицаются искусством Возрождения. Так, если в Средние века идеалом является стройная (даже тощая) женщина, бледная, с удлиненными конечностями и чуть выступающим животом (символ вечной беременности), то в эпоху Возрождения представления о женской красоте претерпевают значительные изменения — возвращаются античные каноны. Однако беременность все еще продолжает считаться красивой, поэтому в моде платья с оборками выше талии. А вот в эпоху рококо идеалом красоты стала женская фигура, похожая на хрупкую фарфоровую статуэтку. Утонченность форм подчеркивали пышные наряды. Мода на округлый, «беременный» живот уходит в прошлое, уступая место тонкой талии. Красивыми стали считаться чуть округлые бедра, маленькая головка, узкие плечи, открытые грудь, руки и шея.

В 20 веке эталоны меняются еще стремительней, чем в средние века. В 1900-х годах идеалом считались «песочные часы» у девушек. В 20-х годах популярность набрала модель «плоской стиральной доски». В 50-х начался бум пышных форм и Мерлин Монро. 60-е года сместили баланс в сторону болезненной худобы. Мода 80-х диктовала спортивную и подтянутую фигуру. Эпоха 90 снова навязывала быть худышкой, но и пышные формы имели свою нишу. А в наше время популярность набирают спортивные фигуры с небольшой долей мышечной массы. О мужчинах не говорю, мода на мужскую фигуру почти всегда была неизменна — Сильный парень атлетичной кондиции.

Видите, как стремительно все менялось? Почему? Ответ прост — увеличение влияния средств массовой информации.

В нашу эпоху практически на весь мир транслируются эстетические предпочтения Запада. Основные поставщики популярных фильмов, шоу, музыки и журналов — Европа и США. Доказательством их влияния может послужить японский стиль аниме, появившийся в XX веке и вобравший в себя все штампы женской привлекательности современной западной культуры: огромные глаза, тонкая талия, длинные ноги, огромная грудь. Чтобы убедиться, что такая эстетика отнюдь не была присуща Японии изначально, достаточно посмотреть на средневековую живопись этой страны. Мы видим круглые лица, узкие глаза; изгибы тела условны, скрыты под кимоно.

Красота условна и ваши вкусы, отнюдь, принадлежат не вам. Вы, проанализировав, тенденции западной красоты на подсознательном уровне, сделали вывод и, исходя из него, выстроили свои предпочтения. Разумеется, сейчас есть понятие внутренней красоты, которая и рушит все стереотипы. Разумеется, это радостное явление. Но порой, идя по улице, замечая двух девушек, одна из которых красивее другой, задумываешься, а что, если та красивая девушка красива, лишь на фоне своей подруги…

Статья несет функцию катализатора для ваших собственных размышлений. Никому навязать собственное мнение цели не было. Возможно будет вторая часть…

 

Материалы используемые в статье:

Скляренко Д.С. КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5 . – С. 37-39;

Individual Aesthetic Preferences for Faces Are Shaped Mostly by Environments, Not Genes // Current Biology/

Просмотров: 746